В. А. АПРОДОВ

ПО СЛЕДАМ АНТИЧНЫХ КУЛЬТУР ДРЕВНЕЙ БИЗАЦЕНЫ

“Сахель” в переводе с арабского означает “берег”. В его ландшафтах преобладают низменности и невысокие плато, сочетающиеся с контрастно поднимающимися крутосклонными кряжами – антиклинальными складками. Равнины Сахеля покрыты мощным покровом горизонтально лежащих морских и континентальных отложений миоцена (25 – 9 млн. лет тому назад), плиоцена (9 – 2 млн. лет), на которых залегает покров морских четвертичных отложений, образующих широкие площадки морских террас. Тунисский Сахель легко доступен с моря; обширные, хотя и мелководные, Тунисский и Хаммаметский заливы на севере и залив Габес, или Малый спирт, на юге издревле были благоприятными для мореплавания. Недаром Тунисский Сахель явился главной территорией сначала финикийской, а затем римской и византийской колонизаций. Именно в Сахеле возникли первые пунические города и сюда, в основном, была устремлена древнеримская экспансия. Здесь со временем образовалась римская провинция Бизацена. И позднее Сахель был желанной добычей различных пришельцев: вандалы, византийцы, испанцы, турки, французы и пираты всех мастей – кто только не побывал здесь.

И все же память о далеком античном прошлом свежа в Сахеле – Бизацене. Она сохранилась в традиционных формах земледелия, виноградарства, оливководства, в народных художественных промыслах. Побережье Сахеля – это издревле созданные человеком плантации оливковых деревьев, апельсиновых рощ, виноградников. На крайнем юге находятся оазисы с финиковой пальмой. Крупные порты Сахеля – Сусс и Сфакс – конкурируют по своему значению с Тунисским и Бизертинским портами.

Южнее города Туниса находится восточное окончание Главного Тунисского хребта. Здесь имеется перевал в седловине между куполами гор Джабель-Си-Зит (751 м) на юго-западе и Джабель-Си-Абдер-Рахман (637 м) на северо-востоке. Эта седловина представляет собой древнюю сквозную долину бывшей здесь когда-то большой реки. Тогда еще не было ни Тунисского, ни Хаммаметского заливов и берег моря располагался на десятки километров северо-восточнее современного берега. Сейчас от реки остались только ее следы в виде речных наносов и речных террас на склонах долины. Стоящие по обеим сторонам долины горы очень своеобразны. Они представляют собой оборванные разломами куполовидные складки. Выжатые вверх блоки разломаны поперечными и диагональными разрывами. Отпрепарированные размывом пласты образуют замысловатые остроконечные гребни, живописные пики, причудливые зигзаги. По разрывам пластов выходят подземные воды. Они насыщают рыхлые речные наносы. Колёса ветряных двигателей непрерывно качают воду из неглубоких буровых колодцев. Вода в изобилии насыщает рыхлые отложения, и человек издавна научился добывать ее для своих нужд. Недаром здесь в древности селились финикийцы, римляне и многие другие. Сахель издавна принято подразделять на северную часть, называемую Сусским Сахелем, и на южную, известную под названием Сахеля Сфакского. В Сусский Сахель включают также приподнятые на западе степи. Большая часть приморской равнины приподнята над уровнем моря не выше 100 м. На ней расположены гряды плосковершинных холмов, поднимающихся до 200 м над уровнем моря. Между этими двумя уровнями имеются многочисленные переходные ступени. Очень характерны для Сахеля большие депрессии – себки, занятые солончаками, которые в настоящее время успешно мелиорируются, промываются и используются в сельском хозяйстве для посадки олив. Эта приморская равнина была тем плацдармом, с которого древние колонизаторы вели проникновение во внутренние части страны. Выше по рельефу и западнее приморских равнин располагаются покатые равнины высоких степей, поднимающихся до 900 м и более над уровнем моря. Еще выше и северо-западнее покатых аллювиальных равнин высоких степей расположены невысокие горы Дорзала (1500 м), входящие составной частью в Главный Тунисский хребет. Высокие степи и горы были местом обитания нубийцев. Все три большие ступени рельефа Среднего Туниса прорезаны десятками речных долин – уэдов. Большая часть из них сейчас уже вовсе утратила воду, другая, небольшая часть функционирует только во время сезонных дождей. И лишь считанные единицы уэдов имеют постоянные водотоки. Самым большим из них является уэд Зауруд, достигающий 225 км длины. Он прорезает Тунисский хребет и выходит на приморские равнины в районе г. Кайруана. Вода его используется для водоснабжения Кайруана и Сусса с помощью акведуков. В Сусс вода подается с гор по акведуку длиною около 130 км. Во времена финикийской и римской колонизации Сахеля почти все узды имели воду круглый год. Она использовалась в сельском хозяйстве.

Вся огромная депрессия Кайруанской новейшей котловины представляет собой непосредственное юго-западное продолжение депрессии Хаммаметского залива. Бурением установлено, что Кайруанская депрессия заполнена двухкилометровой толщей новейших рыхлых отложений морского, дельтового и речного происхождения. Эти отложения собраны в пологие складки и купола, осложнённые разрывами. Эти новейшие геологические структуры имеют весьма важное значение для формирования подземных вод, вековые запасы которых издавна использовались в сельском хозяйстве. Не случайно сюда, в Хаммамет-Кайруанскую впадину и на приморские равнины Сахеля, устремлялись древние землепроходцы, основывавшие здесь города, колонии, государства.

Остатки пунических финикийских поселений были обнаружены во многих пунктах побережья Сахеля (Габес,: Рас-Капудия, Салакта, Махдия, Рас-Димес, Сусс и т. д.) . После завоевания их римлянами они превратились в римские города, число которых умножалось.

Вот почему на берегу Хаммаметского залива часто встречаются следы античных цивилизаций. Это либо руины мостов через сухие теперь уэды, либо заброшенные римские дороги. Одним из интересных памятников античных времен является маяк Сарбин-Ара. Это сооружение, сложенное из камня, имеет около 14 м в диаметре и высоту около 10 м. На нем разводился сигнальный огонь. Почему в древности здесь соорудили маяк? Ведь даже в приморском Тунисе это большая редкость. Причиной этого были сложные навигационные условия в устье уэда Римель. У поселка Бу-Фиша начинаются прибрежные солёные болота Асса-Джириба. Их северная оконечность известна под названием Си-Кралифе. Даже сейчас во время северо-восточных и восточных ветров болота Асса-Джириба затопляются морскими водами. В древности же уровень моря был выше современного и маяк Сарбин-Ара стоял на самом берегу мелководного моря. Он сигнализировал мореплавателям об опасных мелях. Следует сказать, что "аммаметский залив был хорошо известен древним мореплавателям. Сохранились тексты договоров между древним Римом и Карфагеном, в которых римляне выговаривали себе право плавать в прибрежных водах нынешнего Сахеля южнее Хамма мета.

География Тунисского Сахеля во времена римской колонизации Африки заметно отличалась от нынешней. Значительные количества подземных вод обусловили тогда интенсивное вьпцелачивание растворимых пород и образование карста в виде круглых депрессий – себок. Примером служит себка Хальк-эль-Менсек. Это идеально круглая, как циркулем оконтуренная, впадина, имеющая около километра в диаметре. Она ограничена резко выраженным уступом высотой около 15 м. Тут произошло выщелачивание миоценовых мергелей, залегающих под молодыми четвертичными песками. Себка Хальк-аль-Менсек лежит в пологой впадине рельефа, соединяющей ее с более крупной себкой Аль-Кальбия. Сохранились следы бывшего речного протока, соединявшего зти ныне засоленные болота. Во времена финикийской и римской колонизации в таких депрессиях были исключительно благоприятные условия для сельского хозяйства благодаря запасам неглубоко залегающих вод.

Посредине Тунисского Сахеля расположен город Сусс – древняя столица античной Бизацены Гадрумет. В настоящее время Сусс – третий по величине город Туниса, после Туниса и Бизерты. Он пережил долгую историю, пройдя пунический, древнеримский, вандальский, византийский, арабский этапы развития. Сложное развитие характеризовало город в средние и новые века.

Ничто не свидетельствует так наглядно о прошлой жизни общества, как предметы его духовной и материальной культуры. Исторические музеи являются бесценными сокровищницами предметов этой культуры. Такой сокровищницей является и Сусский музей. Он разместился в одном из зданий средневекового арабского ядра города – Касбе. Это уникальное, второе после музея Бардо в Тунисе, собрание памятников античных культур.

Памятники пунической культуры представлены в музее ограниченно: надгробные стелы, погребальные урны, керамика. Уникальны римские мозаики и скульптуры, свидетельствующие о культуре первых веков нашей эры. Своеобразна была античная история города Сусса. Уже в YI в. до н. э. на месте нынешнего Сусса финикийским выходцам из города-государства Тира удалось основать колонию, получившую название Гадрумет. Наряду с Карфагеном и Утикой это был важный торговый и военный опорный пункт финикийцев. В Гадрумете, подобно Карфагену, были сооружены одни из первых в Африке культовые здания – храмы богини Танит и бога Ваала-Хаммона. Эти храмы располагались близ моря, там, где сейчас возвышается католическая церковь. В Гадрумете, как и во всех других финикийских городах, культовые обряды сопровождались человеческими жертвоприношениями. Урны экспонируются сейчас в музее. Когда-то они находились на священном месте – тофете у храмов пунических богов. В продолжение семисот лет стояли эти храмы в центральной части Гадрумета. Были найдены и надгробные стелы с надписями, восхваляющими богиню Танит, бога Ваала, с изображениями этих богов. На одной из стел, датируемой У в. до н. э., Ваал изображен, как и в Карфагене, верхом на сфинксе.

Гадрумет рос и развивался в постоянной борьбе с соседними городами. Сначала эта борьба шла с Карфагеном. В ней Гадрумет, подобно Утике, отстоял свою частичную автономию. Однако эта полусамостоятельность оборачивалась иногда плохой стороной. При нападениях вражеских армий такие города не могли располагать помощью соседей и отстаивали свою независимость только своими силами. Например, в 310 г. до н. э. сиракузский тиран Агафокл с 14 тыс. воинов переправился из Сицилии в Африку. Он высадил десант на побережье, сжег корабли, чтобы предотвратить возможность отступления своей армии, и в жестоких боях разгромил армию карфагенян. В этой войне пали и Утика, и Гиппон-Диаррит (Бизерта), и Гадрумет, не оказавшие друг другу поддержки. Значительную роль пришлось сыграть Гадрумету во время второй пунической войны Карфагена с Римом. Осенью 203 г. до н. э. Ганнибал, прибывший в Африку из Италии для борьбы с римской армией Сципиона, оборудовал в Гадрумете большой порт и создал здесь свою военную базу. Отсюда он совершил дальний переход к городу Заме (близ нынешней тунисско-алжирской границы) . Там произошла битва, решившая исход второй пунической войны. Потерпев поражение при Заме, Ганнибал в 202 г. до н. э. вынужден был снова вернуться в Гадрумет.

Во время третьей пунической войны (149 – 146 гг. до н. э.) Гадрумет, как и Утика, оказал поддержку римлянам, и в награду за это Гадрумет в числе семи пунических городов получил статут свободного города и почти 200 лет просуществовал с этим статутом.

Новые испытания наступили для города во время междоусобной войны Цезаря с Помпеем (40-е годы до н. э.). Римская Африка в этой войне поддерживала Помпея. В 46 г. до н. э. при Тапсе произошло сражение, в котором Цезарь одержал победу над помпеянцами. После завоевания Римской Африки Цезарем на Гадрумет была наложена контрибуция в 3 млн. сестерциев, Автономия была утеряна. Лишь во время правления Траяна (98 – 117 гг.) город добился статута римской колонии. В этом статуте Гадрумет просуществовал два столетия. В это время центр города расширился и вышел далеко за пределы древнего финикийского городского ядра. Были построены цирк, театр, акведуки, термы, многие общественные здания. Наивысшего развития город достиг в правление Сентимия Севера (193 – 211 гг.). Император – ставленник африканских легионов уделял много внимания африканским городам. В это время в Гадрумет по акведуку была подведена вода из уэда Заруд. Вода подавалась раздельно в различные кварталы города.

Значительная роль принадлежала Гадрумету и в знаменитом мятеже африканских легионов в 238 г., когда на римский престол был выдвинут император Гордиан. Этот мятеж, начавшийся в соседнем с Гадруметом городе Фисдрусе (Эль-Джем), был поддержан гадруметцами, которые отправили на помощь Гордиану отряд солдат.

Экономический кризис в Римской Империи в конце 111 в. вынудил римского императора Диоклетиана (284 – 305 гг.) провести крупные реформы в управлении римскими провинциями. Из Проконсульской Африки со столицей в Карфагене были выделены провинция Бизацена (на юге) со столицей в Гадрумете и Триполитания (на востоке). В этой роли Гадрумет просуществовал до вторжения вандалов, когда он вместе со всеми городами Римской Африки был завоеван в 430 г., на девять лет ранъше, чем Карфаген (439 г.) . При вандалах Гадрумет потерял независимость и снова был подчинен Карфагену, как главному городу Вандальского королевства. Сын Гейзериха Хунерих (477 – 488 гг.) сильно сдерживал развитие Гадрумета. Город платил непосильные налоги, содержал большой вандальский гарнизон. Католическое духовенство, которое при вандалах укрепилось, тоже оказывало сильное давление на жителей города, исповедывавших донатистскую, отличную от ортодоксального католицизма, религию. Все это создавало в Гадрумете напряженную обстановку и с началом вторжения византийцев побудило горожан встать на их сторону. В 533 г. византийский полководец Велизарий высадился,с армией в районе Гадрумета и завоевал все побережье и город. Карфаген был завоеван Велизарием позднее – в 534 г. Однако после захвата византийцами всей Римской Африки Карфаген снова стал ее столицей. Опять возник конфликт между Карфагеном и Гадруметом за сферы влияния. Этот спор решился непосредственно в Константинополе, где Гадрумету была предоставлена автономия управления.

В историко-археологическом музее Сусса имеется много предметов древнеримского искусства. Здесь хранятся мозаики, выполненные в 1 и 11 вв. н. э. Интересно панно “Нереида”. Прекрасная нимфа – дочь морского бога Нерея и Дориды – восседает на морском тигре. Вернее, не на тигре, а на леопарде, так как на мозаике хорошо видна пятнистая окраска животного. У леопарда длинный хвост, наподобие не то рыбьего, не то змеиного – это уже секрет древних художников. Мозаика создана в конце 11 в. н. э., но до сих пор поражает своей красотой. Еще интереснее панно “Похищение Ганимеда”. В мозаичном квадрате тёмного цвета, как в раме, выложен мозаичный же круглыи медальон. В нем на телесного цвета фоне изображен огромный орёл, символизирующий бога Зевса. Изогнув вправо шею, занеся свой огромный клюв над испуганным Ганимедом, орёл-Зевс как бы обозначает неизбежность судьбы. Как известно из древнегреческой мифологии, Ганимед был похищен Зевсом, который пленился необыкновенной его красотой.

Весьма интересно мозаичное изображение “Победители лошадей”. Объездчики укрощают четырех скачущих лошадей. Бросается в глаза непомерно большой рост людей сравнительно с ростом лошадей. По-видимому, сюжет должен символизировать силу человека.

Для.мозаик начала III в. н. э. характерны помпезность, изображение различных сцен сладострастия, опьянения и т. д. Наиболее характерно для этого периода мозаичное панно “Играющий Орфей”. В мифах говорится, что этот фракийский певец своей музыкой заставлял сдвигаться с места камни, укрощал пением диких зверей. Миф об Орфее был весьма распространен в начале нашей эры как символ мира и благоденствия. В центре панно изображен Орфей, играющий на лире в окружении очарованных его музыкой животных и птиц. Изображения животных – оленя, газели, тигра, буйвола, кабана, льва – образуют первый круг, непосредственно окружающий Орфея. Изображения птиц – павлина, утки, индюка и других – составляют второй – внешний круг. В углах панно изображены леопард, лошадь, бык. Четвертый угол панно не сохранился.

Обращает также на себя внимание мозаичное панно “Триумф Нептуна”. Нептун стоит в лодке, влекомой парой гиппокампов – мифических полулошадей-полурыб. Атлетическое сложение Нептуна как-то не ассоциируется с его “иконописным ликом”, напоминающим изображения великомучеников христианской церкви. По-видимому, в начале III в., когда влияние христианства уже укреплялось, стало сказываться его воздействие на римское искусство.

Несколько в иной манере выполнено мозаичное панно “Триумф Бахуса (Диониса) ”. В помпезной картине все насыщено плотью. И сам Бахус, выезжающий на четвёрке полосатых тигров, и звери – все изображено реалистично, чувственно. Важное место среди археологических находок занимает римская керамика. Особенно выделяется фигурная керамика – терракотовые статуэтки с изображениями Венеры, найденные в могильных захоронениях Гадрумета.

До наших дней сохранились Сусские катакомбы конца II – начала III в. н. э.– эпохи становления христианства в Римской Африке. Археологами во время раскопок в катакомбах были найдены саркофаги, фрагменты мозаик, черепица и т. д. Очень интересны и сами катакомбы, расположенные в двух километрах к западу от г. Сусса в склоне холма. Это подземное раннехристианское кладбище, бывшее здесь почти 300 лет, начиная с 1У в. нашей эры.

Весьма интересны раннехристианские захоронения в катакомбах. Они располагались в стенах, в нишах, тремя ярусами в каждой нише. Ориентировочно здесь было свыше 15 тыс. захоронений. Более чем 240 галерей имеют суммарную длину около 15 км. Даже по современным масштабам это очень большая система подземных выработок.

В настоящее время Сусс – арабский город. В конце YII в. арабы установили свое господство над византийской Бизаценой. От византийцев в Суссе почти ничего не осталось. Сохранились лишь руины огромной крепости в западной части города и руины грандиозного дворца византийского наместника в пределах центральной древней части города. В пяти километрах к западу от Сусса есть руины византийской басилики.

После ожесточенного сопротивления византийский Гадрумет был полностью разрушен берберами и арабами и лишь по прошествии некоторого времени заново восстанов лен под нынешним названием Сусс. В период правления арабско-берберских династий строится много крепостей на побережье. Строятся крепости в Суссе, Монастире (древнем Руспе), заново закладывается город-крепость Махдия ~ (915 г.) и т. д. В Суссе в северо-восточной части древнего ядра города ранее, чем в других городах, был возведён укрепленный Рибат – крепость для защиты расположенного рядом порта. Слово “рибат” обозначает в арабском языке: “форт”, “укрепление”. Рибаты были построены во многих средневековых арабских городах Магриба. Рибат Сусса является одним из наиболее ранних во всей Северной Африке (780 г.). Он был возведен еще до того, как весь город был окружён городской стеной. Рибат был построен прочно, окружен мощными зубчатыми стенами высотой в 12 – 15 м, на которые ведут с внутреннего двора широкие каменные лестницы. Прямоугольный двор рибата окружен двухэтажными сводчатыми зданиями, которые с южной стороны венчаются четырехугольной башней, возведенной над входом. Вход оборудован щелями – приспособлениями для навесного боя и опускными воротами. Весь Рибат построен из известняка-ракушечника, но в вестибюле много колонн, привезенных сюда из разрушенных античных зданий. Одна из круглых угловых башен не достроена и в 821 г. превращена в минарет, который увенчивает юго-восточный угол Рибата. Рибат был резиденцией арабского наместника Бизацены Язида-Бу-Хафима (771 – 788 гг.). Строил дворец арабский архитектор Азик-Минер. Для всего строительства того времени весьма характерно использование строительных деталей из зданий античной эпохи: колонн, карнизов и т. д.

Городские средневековые стены Сусса представляют собой грандиозное сооружение. Они охватывают всю центральную часть города по периметру античного Гадрумета и достигают длины в 7 тыс. м при высоте в 12 – 15 м и толщине в несколько метров. Суммарный объем каменной кладки в стенах – около 300 тыс. м. Стены были возведены в 859 г. (дата окончания их постройки). В 1205 г. стены были перестроены заново. В таком виде они и сохранились до наших дней. С наружной стороны стена почти отвесная и гладкая. С внутренней стороны она имеет сводчатое строение. Своды расположены друг над другом в два яруса, наподобие древнеримского акведука. Арабские зодчие хорошо использовали древнеримский опыт возведения подобных сооружений. Через равные промежутки на стену ведут вытянутые вдоль нее каменные лестницы. В юго-западном углу многоугольника, образованного периметром стены, высится тридцатиметровая четырехугольная двухъярусная башня. Здесь расположена крепость – Касба, в которой сейчас находится историко-археологический музей. На противоположном конце города находится большая мечеть Сусса, расположенная рядом с Рибатом. Она построена почти одновременно с городскими стенами – в 850 г. Большой четырёхугольный двор мечети окружен со всех сторон арочными галереями. Стены ее напоминают стены Рибата. На них тоже поднимаются широкие каменные лестницы. Мечеть была не только храмом, но и крепостью, которая вместе с Рибатом защищала гавань и подступы к городу с северо-востока, в то время как Касба контролировала подступы с юго-запада. В 1675 г. мечеть была перестроена и расширена турками. Для повышения обороноспособности мечети под ней проведена система каналов и колодцев.

Богатый “восточный” город был предметом вожделений различных завоевателей в прошлые столетия. Так, в XYI в. здесь временно господствовали испанцы, в XYII в. – турки, в XIX в. – французы. Однако заметных следов в архитектуре города они не оставили. Древнее ядро города тянется от мечети к бульвару Абу-эль-Касем-Хабби, прорезающему город в юго-западной части. Здесь находится арабский рынок Сук-эр-Ребас. Очень интересны остатки огромных пунических и римских цистерн, расположенные недалеко от Сука.

Итак, Сусс – город древний, почти ровесник Карфагена. Подобно Карфагену, он прошел в своем развитии пунический, древнеримский, вандальский, византийский и арабский периоды, но пережил Карфаген, который уступил место Тунису.