Дугга

Дугга доминирует в тунисской археологии благодаря своему расположению, размерам, также тому, что достаточно хорошо сохранилась. Булла Регия наполовину под землёй, Тубурбо Маджус находится низков своей долине, а в Дугге на высоте 2000 футов все 62 акра монументов— на должном уровне. Её театры, храмы, термы и капитолий, возвышаются над глубоким уэдом Кхаллед и эксплуатируют панораму.

В случае Дугги берберские отношения — это не простое предположение, но наглядный пример. Ливийско - тунисский мавзолей был воздвигнут, вероятно, во II веке до н. э. архитектором Абаришем для нумидийского принца Атебана: доска на мавзолее с посвящением на берберском и пуническом языках была большой ценностью для лингвистов.

Благодаря тому, что Масинисса стал союзником Рима в войне с Карфагеном, "ливийско - пуническая" Тугга не была захвачена и разрушена в 146 году (до н. э. ). Но после того, как его потомок (внучатый племянник Югурт) поддержал сторонников Помпея, город стал частью цезарианской Новой Африки, вслед за Тапсусом. Впоследствии Дугга стала муниципалием Туггинес, учреждённым Септимием Севером в 205 году н. э. Хотя население города никогда не превышало 5 тысяч жителей, его величина и процветание подтверждаются его нынешним положением. Приходившая в упадок вместе с Римской империей, пережившая вандалов, возвращённая к жизни византийцами и никогда с тех пор полностью незаброшенная, историческая непрерывность Дугги такова, что некоторыеавторы полагают, что крестьяне Нувель Дугги — чистокровные "туггинцы".

Капитолий, один из лучше всего сохранившихся остатков римской Северной Африки, был построен в 167 году н. э. в честь Юпитера, Юноны и Миневры. Он вырастает из театра около римской улицы магазинов, его мостовая прорезана центральными водостоками, с углублениями на склонах для лошадиных копыт, с колеями от бесчисленных колесниц. Улица выходит на площадь Ветров, выложенную между 180 и 192 годами н. э. и названную так по "розе ветров", начертанной на мостовой в III веке. Южнее, ниже мечети, мощёная аллея пересекает рынок и нижний участок мозаик, колонн и стен домов, и 22 ступени спускаются в "комнаты обмена" с колоннадой, и величественные залы Зимних ванн.

Театр на 3500 человек, воздвигнутый в 166-169 годах. Глиняные горшки, вделанные в самые верхние стены, обеспечивали великолепную акустику; просцениум (подмостки) спускается к оркестру в обычных чередующихся полукруглых и прямоуголных нишах; когда идёт дождь, оркестр становится дренажным пространством, с водосточными трубами под сценой; для подпорок в полу сцены были дыры и щели, и фриз с буквами высотой в фут, сейчас упавший и разбитый, венчал задник колоннады.

Храм Сатурна стоит незабываемый на горизонте. За береговым знаком трёх его целых и трёх половинок колонн храм (195 год н. э. )имеет подземные своды, центральную область вперемешку с каменной кладкой и случайными отпечатками ног в полдюйма глубиной на мостовой. По направлению к театру, над дорогой, — церковь Y века со ступенями вплоть дотрёх карликовых и двух гробов побольше, на одном из которых надпись "Виктория"; полкупола святилища Нептуна и осевшее внутреннее пространство саркофага с христианской базиликой.

Монументальные ступени капитолия поднимаются от пространства перед ним, откуда скромные ступеньки спускаются к форуму. Вокруг этого, также на уровне капитолия, стоят византийские стены из римского камня бывшего в употреблении. Север капитолия — это интересный участок античного мусора и заметная к западу арка Александра Севера (222-235 гг н. э. ), или Баб эр-Румиа(Христианские ворота девушек). Тропинка ведёт через оливковые рощи к храму Целесты, построенному при Александре Севере (и реконструированному by Mosieur Poinssot).